Скороговорки для развития дикции и речи
Четкая, внятная и правильная речь – признак хорошо образованного и уверенного в себе человека. Однако современное формальное образование не включает упражнений на развитие дикции, ораторского искусства. Люди вынуждены сами искать и использовать скороговорки для развития дикции и речи, если у них возникают проблемы с непроизнесением отдельных звуков или косноязычием.
Дикция (от латинского dictio – произношение) – правильное произнесение звуков и слагающихся из них слов в соответствии с нормами фонетики. Для различных языков фонетические нормы отличаются, поэтому при изучении нового языка произношение «ставится» отдельно и считается важной частью обучающего процесса.
Физические причины нарушения дикции
Правильность произношения зависит от правильной артикуляции, то есть тренированности речевого аппарата. Сюда относятся губы, язык. В меньшей мере на четкость речи влияет состояние голосовых связок, зубного ряда. К физиологическим причинам нарушений относят:
- врожденные пороки гортани, ротовой и носовой полости (неправильное строение челюсти, слишком редкие зубы, укороченный или удлиненный язык, измененная форма неба и так далее);
- неполное развитие или дефекты голосовых связок, мышц горла и рта – возникает полная или частичная немота;
- недоразвитие или неправильное развитие участков коры головного мозга, отвечающих за речевые способности (алалия);
- поражение нервной системы, частичное или полное – вызывает частичную или полную немоту;
- травмы или осложнения после хронических либо инфекционных заболеваний.
Физиологические причины нарушения дикции, частичной или полной немоты требуют квалифицированного лечения. Оптимальные сроки вмешательства (в том числе оперативного) – при первичном обнаружении проблемы. Скороговорки для развития речи и тренировки дикции в этом случае используются после успешного устранения причины, для закрепления результата.
Психологические и поведенческие нарушения произношения
Если с речевым аппаратом все в порядке, причина в неправильном произношении звуков и слов заключается в:
- неправильном подходе к обучению ребенка (взрослые «сюсюкают», формируя неверное восприятие произношения);
- недостаток занятий по постановке правильного произношения;
- нахождение в языковой среде, формирующей неверные навыки дикции (пример – семья с врожденными нарушениями речевого аппарата не выговаривает ряд звуков. Ребенок, подражая взрослым, также их не произносит);
- психологическая травма или нервная реакция на обстановку, вызывающие временные или постоянные трудности с дикцией.
Первые три пункта поддаются коррекции при условии постоянных занятий с ребенком или взрослым, имеющим дефекты произношения. В этом случае скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей помогают за 2…6 месяцев справиться с проблемой. Важное условие – желание человека обучаться, изменять свои привычки, и правильный подход педагога (логопеда).
В случае психологических травм (нервное заикание, замедленность или излишне быстрый темп разговора) необходимо первоначальное лечение у психолога (психотерапевта) и только после устранения причины исправление произношения. Для взрослых процессы могут идти параллельно.
Исправление недостатков
Вызванные волнение или недостаточной работой над собой речевые проблемы делятся на группы.
- Волнение. Для тех людей, которые в нервном состоянии начинают говорить невнятно, рекомендуют дыхательные упражнения и «репетиции». Последняя методика состоит в записи речи на видео (аудио) с последующим анализом нечеткого произношения. Анализ со стороны постороннего человека (логопеда) поможет выявить сложности, связанный с недостаточной тренированностью речевого аппарата. Врач в этом случае даст список сложных скороговорок для развития речи и дикции с учетом выявленных проблем, а также других мимических упражнений для развития лицевых и шейных мышц.
- Гнусавость, хрипота, излишне высокий или низкий тембр голоса. Эти проблемы связаны с хроническими и воспалительными заболеваниям носоглотки, ротовой полости и горла. Консервативное или оперативное лечение и логопедические упражнения улучшат качество дикции.
- Неправильность дыхания. Этот недостаток связан отчасти с нервной системой (нервная одышка, мнимое удушье), частично с проблемами органов дыхания в целом. Здесь требуется лечение у отоларинголога, терапевта, психотерапевта и последующая коррекция с помощью длинных скороговорок для развития речи и дикции.
- Низкая культура произношения. Неправильное построение предложений, упрощенное или жаргонное произношение затрудняет понимание речи и восприятие смысла слушателями. Для исправления этого недостатка требуется самообразование, участие в активных беседах с грамотными людьми.
Улучшаем произношение самостоятельно
Для человека, собирающегося выступать публично (лектора, преподавателя, управленца, актера, диктора) произношение важно. При этом занятия с логопедом не всегда возможны и/или уместны. На курсах актерского и ораторского мастерства слушателям дают материал для самостоятельной проработки речи. При этом упражнения на работу различных групп мышц, артикуляцию звуков, произнесение сложных слов и буквенных сочетаний выполняются комплексно.
Среди примеров сложных речевых упражнений — наборы скороговорок на правильное произношение определенных звуков или комплексы на общую постановку речи.
Такие 10 скороговорок для развития речи и дикции для мало занимавшегося ранее человека выговорить с первого раза сложно, требуется постоянная тренировка.
Заключение
Преодолеть сложности с правильным произношением и четкой артикуляцией звуков – задача, посильная для 95% людей. Исключения (пациенты с тяжелыми дефектами речевого аппарата и нервной системы) также могут улучшить свою речевую активность, добившись частичной внятности речи.
При постоянной работе и правильном выборе методики любой человек в состоянии донести свои мысли до окружающих.