Арттерапия в работе с детьми

Сегодня арттерапия представляет собой самостоятельное направление психолого-педагогической работы с детьми. Интерес к ней возник в нашей стране еще в 90-е годы XX столетия. Вначале это рассматривалось как средство коррекционной работы для детей, характеризующихся задержкой психического развития. Однако с течением времени эти методики стали активно употреблять для детского развития.

Что такое детская арттерапия

Психологи, среди которых доцент кафедры психологического консультирования М.В. Киселева, отмечают, что арттерапия решает две основные задачи. Эти методики выявляют и раскрывают творческие способности, а также высвобождают дополнительные энергетические ресурсы организма, чтобы помочь в решении детских проблем.

Эксперт подчеркивает, что по сравнению с взрослыми, контролирующими проявления своих эмоций, дети сразу выражают чувства. Поэтому их творчество отображает, что они чувствуют на самом деле. Игра и творчество – естественные процессы для самовыражения. Эти составляющие становятся «мостиком», который соединяет детское восприятие окружающего мира с его воплощением в реальной жизни.

Что такое детская арттерапия

Арттерапия реализует главные цели дополнительного образования. Она использует индивидуальные особенности, преодолевает конфликтные межличностные или семейные отношения, устраняет чувство одиночества, отчуждения, снимает чувство тревожности. После комплексных занятий психолого-педагогические работники наблюдают положительную динамику, которая проявляется в укреплении моторики пальцев, расширении словарного запаса, активизации жизненной позиции.

Краткая характеристика распространенных технологий

Творческие методики используют возможности и средства искусства, чтобы улучшить эмоциональное состояние. Остановимся на некоторых из них.

Распространенные виды арттерапии в работе с детьми:

  • изотерапия;
  • музыкотерапия;
  • игротерапия;
  • имаготерапия;
  • сказкотерапия;
  • кинезитерапия и др.

Также сегодня популярными направлениями стали методы, объединенные под общим названием «воспитание природой». Они основаны на том, что общение с растениями или животными способно снимать нервное напряжение, дарить положительные ощущения, благоприятно воздействовать на организм. В этом плане техники арттерапии в работе с детьми призваны активизировать их психоэмоциональную сферу.

Арттерапия в работе с детьми ОВЗ улучшает процесс социализации, адаптирует к общественной жизни. Они нуждаются, чтобы эмоционально-волевая и познавательная сфера активизировались одновременно. В таком случае искусство выступает в роли средства, помогающего осознать внутренний мир и гармонизировать его с тем, что нас окружает.

Изотерапия

Изотерапия при помощи сигнальной цветовой системы позволяет психологам решить поставленные задачи. Анализируя цветовую гамму, которой пользовался ребенок, они определяют его эмоциональное состояние, а затем разрабатывают на этой основе цветотерапевтические упражения, призванные устранить негативные симптомы и улучшить общее состояние.

изотерапия

Марина Киселева отмечает, что с помощью использования изобразительной арттехнологии раскрываются творческие способности. На занятиях педагог при помощи упражнений корректирует ощущения ребенка, чтобы закрепить чувство удовлетворения от проделанной работы.

Занятия носят индивидуальный или групповой характер. Они включают изобразительное творчество, а также дополнительное, свободное, коммуникативное, совместное рисование. После этого проводится обсуждение рисунков, однако уровень художественного изображения не имеет значения. Рефлексия проводится затем, чтобы проверить, как изотерапия передает эмоциональные переживания, оценить уровень воздействия на психоэмоциональную сферу.

Сказкотерапия

Сказкотерапия призвана научить детей определять параллели между сказочными событиями и реалиями жизни. Сказочные персонажи помогают осознать существующие проблемы, а также увидеть возможные пути их решения.

Сказкотерапия

Комплексная сказотерапия включает использование таких видов сказок: художественных, дидактических, психо-коррекционных, медиативных. Они задействуют моральные устои детей, направляют их внимание на сознательное закрепление понятий «хорошо», «плохо». Психологи отмечают, что сказки способны влиять на подсознание, использовать его для самоидентификации.

Игротерапия

Игротерапия применяется для коррекционных занятий дошкольников с ОВЗ, для учащихся общеобразовательных учреждений. Игра – естественное состояние и вид деятельности детей, особенно младшего возраста, она облегчает общение с взрослыми.

Виды игротерапии классифицируются как недирективная, директивная и смешанная. В первом случае игротерапия направлена на развитие личности, позитивное формирование «Я-концепции». Методика призвана помочь тем, кто обладает недостаточной верой в свои силы сформировать эту уверенность.

арттерапия в работе с детьми

Директивная игротерапия основана на главной роли психолого-педагогического работника, который организует занятия и принимает ответственность за достижение желаемого результата. Этот вид практикуют, для тех, кто характеризуется проявлениями асоциального поведения.

Продуктивной для достижения желаемой коррекции является смешанная методика. Ее преимущества: короткие сроки, использование удачных приемов, сочетающих обе методики. Так  психологи быстро проводят необходимую коррекцию личностной сферы.

Другие методы арттерапии

Среди других методик  арттерапии психологи используют имаготерапию. Это театрализованные представления. Психологи отмечают эффективность методики, поскольку она позволяет активизировать функции воображения, мышление с помощью символов, а «проживание» роли развивает необходимые личностные качества.

Отдельно отмечают разновидность методики – куклотерапию. Она развивает навыки художественного восприятия, совершенствует физические способности, например, мелкую моторику рук или артикуляционный аппарат.

арттерапия

Продуктивными техниками арттерапии в работе с агрессивными детьми являются «волшебный клубок» – техника изображения при помощи цветных ниток,  «коллаж» – составление картинок. Эти методики употребляют для выражения эмоций, в том числе отрицательных. Одновременно снимается напряжение, уменьшается тревожность, что важно для стабилизации состояния.

Что касается музыкотерапии, этот способ призван воздействовать на физиологические свойства организма. Врачи связывают физиологическую активность и состояние иммунитета. Они  рекомендуют совмещать пассивную форму – слушание музыки и активные: пение или музицирование.

Дополнением может стать кинезетерапия. Техника основана на ритмических движениях под музыку, которые помогают учиться самостоятельно контролировать двигательную активность, ведь при этом задействуются разные группы мышц. Помимо этого методика стимулирует развитие творческого воображения.

арттерапия в работе с детьми

Регулярное применение технологий арттерапии в работе с детьми-инвалидами совмещает развивающие возможности искусства для их самовыражения и формирует общественное мнение о них. Это позволяет изменить стереотипы, которые на протяжении длительного времени присутствуют в нашем сознании.

Правила организации занятий

Психологи выделяют две формы воздействия арттерапии. Во-первых, она создает реконструкцию конфликтной ситуации, помогает ее разрешению средствами искусства. Во-вторых, это связано с «перерождением» аффекта мучения в такой, который приносит удовольствие. Поэтому классифицируют пассивную и активную арттерапию. Вторая заключается в проведении занятий, на которых создаются различные творческие продукты: рисунки, скульптуры, картины.

арттерапия в работе с детьми

Главная цель арттерапии – достижение гармонии личности и окружающим мира, что невозможно без самовыражения и самореализации. Основной задачей на занятиях выступает не обучение, а возможность самопознания. Поэтому психологи определяют правила, которые учитываются при организации занятий.

  • Необходимо индивидуально подбирать методы и приемы исходя из потенциальных возможностей ребенка.
  • Дети могут самостоятельно выбирать виды и техники творчества, они имеют право отказаться от их выполнения.
  • Руководитель занятия не вправе высказывать оценочных суждений, особенно сравнительных характеристик.

Работа по методикам арттерапии приводит к достижению положительных результатов. Это повышает личностную ценность детей с ОВЗ, уверенность в своих силах за счет признания другими их достижений. Арттерапевтические технологии активизируют эмоциональные реакции и создают благоприятные условия для успешной коммуникации, интеграции в социум и общественной адаптации.