Мнемотаблицы для развития связной речи у детей разных возрастов
Восприятие больших объемов информации требует использования специальных техник, адаптированных к возрасту и особенностям обучающихся. Для детей действенна и интуитивно понятна методика «Мнемотаблицы». Она представляет собой разновидность мнемотехники, то есть алгоритма для запоминания, основана на создании связей объект/образ и фиксации последовательностей. Широко используются мнемотаблицы для развития связной речи – значимой части дошкольного образования малышей.
Как работает мнемотехника?
Под этим термином понимают совокупность приемов, используемых на практике для лучшего восприятия информации. Большая часть методик основана на последовательности:
- кодирование объекта как образ, при этом учитываются его значимые характеристики;
- связывание образа (образов) в последовательность;
- запоминание последовательности;
- фиксация в памяти.
При этом используются приемы, основанные на задействовании зрительной или слуховой памяти, ассоциации, рифмизация, созвучие слов и прочее. Правильное использование мнемотехники позволяет запомнить большие объемы структурированной и неструктурированной информации (последовательностей чисел, иностранных слов, правил грамматики, других сложных для «укладывания в памяти» данных).
Основа мнемотехники – создание яркого образа, основанного на зрительных, слуховых, тактильных, запаховых ощущениях. Чем ярче образ, чем точнее и полнее его связь с объектом, тем проще запоминание.
Мнемотехники в приложении к детскому восприятию
Детское мышление более образно, чем у взрослого человека. Поэтому использование мнемотаблиц как средства развития связной речи, логического мышления и образования по дошкольной программе оправданно и эффективно.
Адаптация к детской психике производится по такому принципу:
- упрощение визуальной (звуковой, тактильной) информации соответственно возрасту и особенностям восприятия ребенка;
- шифровка (кодирование) данных в удобный для запоминания вид;
- многократное (при необходимости) проговаривание алгоритма действий до полного запоминания.
Мнемотаблицами «кодируются» рассказы и стихи, данные о свойствах предметов и живых существ, профессиях, процессов. Яркость образов и их соответствие визуальному восприятию дошкольника влияют на скорость и эффективность запоминания.
Методика помогает:
- развить образное мышление;
- обогатить словарный запас;
- научить грамматически и логически правильно строить предложения;
- освоить технику пересказов литературных произведений и обучающей информации;
- облегчить разгадывание загадок и ребусов.
В каких случаях эффективно применение мнемотаблиц
Активное использования мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников успешно решает проблемы:
- недостаточного словарного запаса, лингвистической и грамматической правильности речи. Сюда относятся неприемлемые для общения в дошкольных и школьных учреждениях жаргонизмы, использование смешанных языков (если малыш растет в двуязычной среде), нелитературные выражения, неверное построение предложений;
- плохой дикции – заинтересованный благодаря интересной форме подачи, ребенок проговаривает информацию более старательно и четко. Это постепенно улучшает произношение слов и способствует выговариванию «глотаемых» звуков;
- неумения логически обосновать свои выводы и утверждения. На основе визуального ряда малыш (при условии предварительной тренировки) может доказать правильность логической связи;
- недостаточной культуры речи. Правильно построенные мнемонические таблицы облегчают запоминание таких моментов, как смена интонации, увеличение или уменьшение громкости голоса, ускорение или замедление темпа речи;
- неумения различать формы диалога или монолога.
Методика работоспособна для изучения иностранных языков или разграничения речи двуязычных детей, успешно используется для подготовки к школе.
Работу с мнемоническими таблицами облегчает игровая подача материала – это вызывает у детей интерес и снижает страх перед отсутствием быстрых результатов.
Практическое применение мнемотехники в работе с дошкольниками
Используемые в дидактической работе материалы различают на визуальные и смешанные. Первый тип – серии иллюстраций разного уровня качества изображений (любительские, в том числе детские, профессиональные), связанные единой идеей. Второй – визуальная информация, дополненная тактильной (текстура изображений), звуковой (музыкальное или словесное сопровождение) и запаховой (использование ароматизаторов).
Стандартные мнемотаблицы являются визуальными. Описание разных типов и сравнительное удобство использования представлены в таблице.
Тип мнемонической элементов | Особенности | Сфера применения, образ для запоминания | Пример |
Квадрат | Единичное изображение, цветное или черно-белое | Единый факт/процесс/предмет, связь его с произносимой информацией | Карточка с изображением птицы – произносится название |
Дорожка | Серия изображений (мнемонических квадратов), расположенных в ряд | Последовательность признаков/действий/фактов | Последовательное изображение сияющего солнца, капающей с сосульки воды, растаявшего снеговика: светит солнце, тает снег и лед, снеговик растаял |
Таблица | Серия изображений в несколько рядов | Последовательность признаков/действий/фактов развернутая, описание объекта по нескольким признакам.
Формирование диалога или монолога (стиха, сказки, загадки, другого) |
Серия картинок (девочка, мячик, река, слезы в первой строке таблицы, девочку гладят по голове, река, мячик вылетает из воды, девочка смеется) для запоминания стиха «Уронили в речку мяч» |
Важно: для детей 2…5 лет оптимально использование цветных иллюстраций в стилизованном варианте (упрощенные, «детские» рисунки без детализации), школьникам 1…3 классов подходят цветные и черно-белые изображения с разной точностью прорисовки. Для подростков и взрослых людей эффективны черно-белые (чтобы не отвлекать внимание на цвет) рисунки с юмористическим подтекстом.
Комплексные мнемотаблицы представлены:
- специальными развивающими плакатами и книгами (текстильными, лепными, отпечатанными на 3D-принтере);
- наборами карточек с объемными изображениями;
- компьютерными интерактивными программами со звуковыми эффектами.
Комплексные и визуальные мнемотаблицы не заменяют друг друга полностью, для обучения они используются в совокупности или поочередно.
Количество изображений в визуальном ряду зависит от возраста ребенка, сложности темы и логическому соответствию изобразительных образов кодируемой информации. Визуальный посыл должен быть понятен малышу, не содержать трудно запоминаемых деталей.
Раннее чтение и пересказы с мнемоническими таблицами
Навыки чтения формируются при наличии у ребенка интереса к подаваемой информации. Начало обучения возможно с использованием мнемотаблиц для развития связной речи по сказкам. При этом достигаются две цели: улучшение разговорных способностей и мотивация малыша на самостоятельное чтение.
Своеобразной мнемонической таблицей являются богато иллюстрированный сказки, где каждому фрагменту текста соответствует рисунок. Предпочтение отдают упрощенным для детского восприятия картинкам, выполненным в яркой и позитивной гамме цветов.
Навыки чтения с мнемоническими таблицами, запоминание стихов, изучение любой информации идет по общей схеме:
- взрослый выразительно читает (проговаривает) звуковой ряд, указывая на сопутствующие иллюстрации;
- вместе с дошкольником проводится разбор рисунков с привязкой к звуковому сопровождению;
- воспитатель проговаривает (читает) снова, ребенок по мере произнесения текста указывает на картинки;
- малыш сам проговаривает информацию, показывая соответствующие иллюстрации.
Таким образом удобно разгадывать загадки и ребусы – конечная часть текста (отгадка) не проговаривается, а показывается либо описывается иносказательно.
Как правильно подобрать мнемотаблицы для развития связной речи: картинки и текст
К иллюстративной и текстовой частям мнемонических таблиц предъявляются такие требования:
- иллюстрация должна описывать объект обобщенно, без ненужных подробностей. Пример: изображение мяча – цветное, с видимым объемом (реальным объемом в комплексных обучающих материалах), но швы и логотипы не показаны;
- свойства объекта должны быть раскрыты. Если речь идет о мяче, важно показать круглую форму, видимую упругость и гладкость, можно изобразить его подпрыгивающим или отскакивающим от пола/стены, продемонстрировать малый вес;
- идею изображения необходимо обсудить с детьми – если она им непонятна, важно пояснить сложные моменты, дать представление об объекте.
Интерактивные мнемонические таблицы расширяют возможности передачи свойств объекта. Пример: к начальному образу добавляются два-три других, из них необходимо выбрать правильный. Если параллельно идет озвучивание слов (текста), к визуальному запоминанию добавляется звуковое.
В качестве таких интерактивных таблиц используют караоке – дети быстро учатся соотносить текст (прочтенный, если уже умеют читать, или произнесенный ранее взрослым) с картинкой и звучанием музыки. Последовательная смена картинок способствует правильному запоминанию звукового ряда. На том же принципе основаны обучающие игры для малышей – здесь используются мнемодорожки и мнемотаблицы с количеством изображений от 2 до 10 (реже 10…20), звуковое сопровождение и повтор действий при ошибках до их исправления.
Применение мнемонических таблиц в домашнем обучении
Дети, не посещающие дошкольные учебные заведения, нуждаются в развитии дома, силами родителей. Поскольку дидактические материалы трудно найти в открытом доступе (в печатном виде), имеет смысл скачать мнемотаблицы для развития связной речи, картинки распечатать или работать непосредственно с монитора. При втором варианте действий время работы ограничивают 30…40 минутами в день, для детей с плохим зрением – 15…20 минут. Оптимален вариант с распечаткой, это увеличивает допустимое время занятий и позволяет малышу самостоятельно рассматривать иллюстрации.
Работая с мнемоническими таблицами дома, важно учитывать:
- занятия проводятся в игровой форме, без принуждения и с перерывами на другие виды деятельности;
- взрослые тщательно проговаривают звуковую информацию, выделяя проблемные для сына или дочки звуки и сочетания звуков, сложные слова;
- мнемотаблицы используют для изучения алфавита, цифр, счета, окружающего мира, социальных «ритуалов» (алгоритм ухода за собой – умывания, одевания, сервировки стола и прочее);
- выполняемые дома упражнения дополняют занятиями во время прогулок – здесь мнемонические дорожки представляются в виде «наглядных пособий». Пример – вид кошки издалека, вид вблизи, поглаживание (для тактильного запоминания), узнавание образа по звуку (мяу, мур-мур, кис-кис).
Заключение
Использование мнемотаблиц для развития связной речи и учебы дошкольников дает позитивные результаты при планомерных и регулярных занятиях. Применение мнемотехник однократно или с большим интервалом неэффективно.