Проблемы семейной педагогики

Семейная педагогика – подраздел общей педагогики (науки о воспитании). Он описывает методы и способы воспитания и обучения детей в семье. Проблемы семейной педагогики частично совпадают с проблемами общего воспитания, частично отличаются из-за особенностей внутрисемейных отношений и других методов воспитательного процесса.

Работа с детьми в семье

Основы морали, поведенческие мотивы, манеры и привычки закладываются в детях с момента рождения, причем базой для привития знаний являются родители и другие старшие родственники. Их влияние, намеренное или неосознанное, формирует характер ребенка. При правильном подходе семейная педагогика, проблемы семейного воспитания, решаемые в раннем детстве, упрощают задачу школьных учителей по образованию и дальнейшему развитию человека.

семейная педагогика

Задача старших родственников по отношению к детям:

Привитие начальных бытовых и общественных навыков. Сюда относят правила личной гигиены, ухода за собой, манер и так далее.

Вложение базовых правил поведения – вежливость, уважение к старшим, дружелюбие, коммуникабельность.

Создание моральных установок. К традиционным ценностям относят терпимость, трудолюбие, милосердие, честность. Важны следование законам общества и традициям, ответственность за свои поступки.

Обеспечение психологически комфортного семейного климата, чувства безопасности и заботы.

Сложности воспитательного процесса

Современное общество вносит коррективы в традиционные способы и методы воспитания детей в семье. В первую очередь, на становление детской психологии влияют:

  1. Недостаточность материального обеспечения. Условия жизни требуют от родителей сосредоточиться на материальных заботах – поиске дополнительной работы, натуральном хозяйстве. Это обеспечивает материальные потребности семьи (питание, одежда, необходимые для жизни вещи), но мешает взрослым уделять внимание подрастающим потомкам;
  2. Социальное расслоение общества. Различие между богатыми и бедными семьями «сбивает» моральные установки детей, заставляет задуматься о несоответствии предлагаемых им правил поведения и того уровня жизни, который они получают;
  3. Навязываемые зарубежными и современными отечественными фильмами и книгами, компьютерными играми моральные ценности. Различие между традиционными взглядами на жизнь и пропагандируемыми усложняет воспитание младшего поколения.

проблемы семейного воспитания

Разбираясь, какие есть проблемы семейной педагогики, следует отметить: кроме перечисленных, сюда относят недостаточную гибкость воспитательной науки и ее отставание от изменяющихся реалий жизни.

Педагогика в истории

Работа с детьми внутри семьи ведется с тех пор, как появились семейные ячейки. Однако передаваемые детям опыт и знания менялись на протяжении исторического процесса. В разные периоды и у разных народов на воспитательный процесс влияли:

  1. Простейшие правила выживания, в том числе акцентирование на «праве сильного» и правиле «цель оправдывает средства».
  2. Религиозные догматы. Влияние религии на поведенческие нормы трудно переоценить. Чем более религиозно общество, тем жестче правила поведения, внушаемые подрастающему поколению. Протест против накладываемых ограничений в религиозно формализованных обществах карается максимально строго.
  3. «Правила приличия». Этот аспект педагогики связан с религиозными воззрениями, но направлен на следование общественным нормам. Общие требования сводились к необходимости «сохранить лицо», при допустимой неправильности поступка оставаться в глазах общественности «правильным», «приличным».
  4. Потребность в самовыражении и свободе личности. Эта модель воспитания в настоящее время доминирует, определяющими считаются «права ребенка», ответственность воспитателей за обеспечение его потребностей без предъявления жестких требований к поведению и поступкам.

Педагогика в истории

Меняясь с течением времени, методы воспитания детей от жестких и авторитарных (безусловное подчинение старшим, физические наказания за нарушения запретов и провинности) сменились либеральными, с предоставлением полной свободы. Отказ от ответственности за свои поступки и получение прав без обязанностей влияет на поведение людей в социуме не лучшим образом.

Наказания и поощрения

Проблемы семейного воспитания в истории педагогики рассматривались в разное время как основополагающие (если нет общественных образовательных и воспитательных систем) или не имеющие большого значения (при формализованной системе воспитания в общественных учреждениях). Резкая смена приоритетов приводит к преобладанию излишне мягкого воспитательного процесса или чрезмерной жесткости мер.

В данное время физические наказания не считаются действенным способом воспитания. Педагоги полагают: нельзя воздействовать на детей болевыми методами, лишать еды, общения или внимания. Допустимыми мерами считается ограничение развлечений, отказ от поощрений и воспитание на личном примере.

Наказания и поощрения

При общей разумности подхода важно помнить: индивидуальность каждой семьи требует адаптации воспитательных методов. Пример: для ребенка, привыкшего к постоянному общению с родителями и другими родственниками, временная изоляция будет большим наказанием, чем запрет на сладости или просмотр видео. Для малыша из малообеспеченной семьи заперт на желанные, но редко покупаемые продукты или вещи более значим, чем временный игнор взрослых или стояние в углу.

Заключение

Разбирая проблемы семейной педагогики, которые вас интересуют, важно помнить: словесное воздействие на подрастающих детей не действенно без подачи личного примера. Адаптировать общепринятые методы воспитания к конкретным условиям поможет знание теории семейной педагогики, анализ существующих проблем и разумное отношение к детям. Сделать их полноценными, отвечающими за свои поступки личностями, развить природные способности – вот базовая задача современных родителей.