Игры с детьми 1-3 года дома
Игра – часть развития детей. Играя, они узнают больше, чем во время непосредственной учебы, готовятся к выполнению новых действий, приобретают новые знания. Чтобы игры с детьми 1 года дома приносили пользу, разберемся с основными принципами организации времяпровождения. Также рассмотрим особенности игрового процесса с детьми до 3 лет.
Роль игр в развитии
Любой игровой процесс – моделирование заданной ситуации, развитие навыков. В отличие от обучения, это деятельность, смысл которой заключается не в результате, а в процессе.
Для детей 1-3 лет используются развивающие игры, реже – терапевтические. Смысл развивающих занятий в развитии моторики, сенсорного восприятия, памяти, мышления. Занимательная форма ускоряет усвоение изучаемого предмета, не дает скучать или воспринимать занятия как принуждение.
В какие игры с детьми 1-2 лет играть дома?
Игры с детьми 1-2 лет дома условно делятся на:
- настольные (лото, рисование, упрощенные варианты домино);
- с игрушками – мягкими или жесткими (кубики, сортеры, пирамидки, лабиринты, шнуровки);
- подвижные (догонялки, прятки, жмурки, салки);
- в воде – с игрушками и без, это может быть времяпровождение в домашней ванне или бассейне, использование игрового инструмента (тазика с водой);
- с книгами (малыш еще не умеет читать, поэтому книги воспринимает как разновидность игрушек).
Если чадо здорово и активно (не ограничено в движениях в силу болезни или травмы), необходимо использовать разные (подвижные и «тихие») типы развлечений. Чередование зависит от распорядка дня и особенностей малыша.
В игровой форме проводится обучение правильным навыкам еды, питья, кормления других людей. Как интересную игру дети воспринимают и уход за собой (расчесывание, чистку зубов, мытье), застегивание пуговиц и молний, завязывание шнурков, надевание одежды и обуви.
Популярные развивающие игры для ребенка с 1 года дома
Ниже в виде таблицы представлены наиболее удачные для развития мелкой моторики варианты игровых занятий для деток в возрасте с 8 месяцев до 2…3 лет (в зависимости от развития и возможностей).
Важно! Любые упражнения должны проходить, хотя бы поначалу, под контролем взрослых! При использовании мелких предметов контроль обязателен и после того, как малыш освоит игру.
Название | Используемые предметы | Особенности | Возраст (в месяцах) |
Сложить в емкость | Любые мелкие вещи примерно одинаковых размеров, подходящая емкость (коробка, стакан, чашка, блюдце – обязательно небьющееся и без острых краев) | Поначалу лучше направлять движения младенца. Можно брать его ручку своей, перенося предмет из кучки в емкость. | С 8…10 |
Сортировка | Мелкие предметы разной формы (шарики, пуговицы, карандаши, кубики) или цвета, несколько емкостей (по числу форм или цветов) | Требуется объяснить, что круглое кладется с круглым, а красное – с красным. Желательно, чтобы младенец уже имел представление о разнице цвета и формы | С 12…15 |
Сортировка в отверстия | Сортеры (коробки с фигурными отверстиями), соответствующие форме отверстий предметы. | Показывают, как совпадает круглое отверстие с шаром или квадратное – с кубиком. Процесс можно усложнить, учитывая кроме формы цвет деталей | С 15…18 |
Пары | Набор из 10 и более пар предметов (одинаковых), две емкости | Предметы раскладываются в две емкости так, чтобы каждого предмета было по одному. Малыш берет предмет из одной чаши и найти парный в другой | С 12 |
Пазлы, плоские или трехмерные | Набор разделенных на отдельные карточки изображений или кубики с нанесенными на разные стороны фрагментами одного сюжета | Детка складывает «картинку» из плоских или объемных (более сложный уровень) элементов. Желательно иметь отдельно для сравнения конечный вариант изображения | С 12…15 простейшие рисунки (2…4 части) |
Рисунки из деталей | Большое количество любых одинаковых предметов (кубиков, крышек от бутылок, карточек лото и прочее) | Из одинаковых деталей выкладываются геометрические контуры и произвольные рисунки | С 15…18 |
Шнуровки | Плоская деталь с отверстиями, шнурок с наконечником или «иглой» | Детка учится продевать наконечник в отверстия, обматывать шнур вокруг детали | С 10…12 |
Манипуляции с игрушками (произвольные) | Любые тематические игрушки (детская посуда, «инструменты врача», игрушечные молоток или отвертка, прочее) НЕ ОРУЖИЕ! |
Для малыша важно понимание – как используется предмет | С 9 |
Пальчиковые куклы | Надеваемые на руку или отдельные пальцы куклы | Понимание «персонажа», его движений, издаваемых звуков | С 18…24 |
Кроме перечисленных игровых процессов, важно приучать дочку или сына рисовать – сначала пальчиками, потом карандашами, фломастерами, кисточками, мелом. Необходимы навыки лепки, наклеивания, вырезания. Выбор инструментов осуществляется с позиций безопасности подопечного!
Подвижные игры с ребенком 1,5 года дома
Среди подвижных занятий лидеры – танцы, простейшая гимнастика. Полезны упражнения с мячом, скакалкой, езда на самокате или велосипеде, коньках. Выбор игровых приспособлений и сложность занятий зависят от возраста малыша и уровня его развития. Легкие и подвижные дети раньше осваивают базовые танцевальные движения, активные (но тяжелые, крупные) скорее учатся обращаться с мячом. Удобны для игр палатки и туннели (промышленного производства или созданные самостоятельно).
Заинтересовать малыша упражнениями проще, если приспособления или игрушки (мяч, теннисная ракетка, велосипед) привлекают его внимание, яркие и красочные. Разнообразить занятия помогут изображения героев мультфильмов и сказок, животных, игрушек. Для танцев подходят помпоны и цветные ленты, для гимнастики – игрушечные «гири» и «гантели».
Упражнения выполняются вместе со взрослыми, причем игры с детьми 1-3 лет дома проводятся при невозможности занятий на свежем воздухе. Опасность заболеть в холодную погоду детям не грозит, если физическая активность умеренна и они одеты по сезону. Занятия проводятся в оборудованных помещениях или площадках, с подстраховкой на случай падения или ушиба.
Развивающие занятия с разговорным (вербальным) фактором
Пояснения (в доступной дочке или сыну форме) должны сопровождать все занятия и игры, особенно если деткам предлагается что-то новое. Но есть и варианты развивающих развлечений, где вербальный компонент – главный:
- детские стихи, «потешки», скороговорки, сказки;
- песни;
- «назови предмет» (часть тела, цвет, форму, звук);
- имитация звуков животных;
- счет на пальцах;
- вставка слов в текст, читаемый (произносимый по памяти) взрослыми.
Такие занятия, проводимые в игровой форме, улучшают разговорные навыки детей, помогают формулировать мысли и правильно строить предложения, развивают логику.
Проговаривая за родителями названия, буквы, цифры, ребенок быстрее осваивает окружающий мир. Стихотворные и не рифмованные тексты, счет на пальцах упрощают дальнейшую учебу.
Играем самостоятельно
Игры с детьми 1 года дома, интересные и не очень, могут увлечь малыша в присутствии взрослых. То же касается и детей двух лет и старше. Новое занятие требует начальных навыков, нельзя сразу оставлять детей одних с непривычной игрушкой – вначале показывают, как с ней обращаться.
Для активных и беспокойных малышей желательно также скрытое (или периодическое) наблюдение в процессе игры и после освоения нового занятия. Помогает в этом деле радио-няня – настроить ее можно на плач дочки или сына, другие «подозрительные» звуки.
Заключение
Для органичного, всестороннего развития малышу нужны забота и самостоятельность. Помогая и давая возможность справиться с делом самому, родители обеспечивают выработку новых навыков без чувства беспомощности и обиды на взрослых.
Родителям важно помнить: игры с детьми – не потеря ценного времени на бессмысленное с точки зрения взрослого человека занятие, а вклад в будущее развитие малыша.