Скороговорки для развития дикции и речи

Четкая, внятная и правильная речь – признак хорошо образованного и уверенного в себе человека. Однако современное формальное образование не включает упражнений на развитие дикции, ораторского искусства. Люди вынуждены сами искать и использовать скороговорки для развития дикции и речи, если у них возникают проблемы с непроизнесением отдельных звуков или косноязычием.

Дикция (от латинского dictio – произношение) – правильное произнесение звуков и слагающихся из них слов в соответствии с нормами фонетики. Для различных языков фонетические нормы отличаются, поэтому при изучении нового языка произношение «ставится» отдельно и считается важной частью обучающего процесса.

Физические причины нарушения дикции

Правильность произношения зависит от правильной артикуляции, то есть тренированности речевого аппарата. Сюда относятся губы, язык. В меньшей мере на четкость речи влияет состояние голосовых связок, зубного ряда. К физиологическим причинам нарушений относят:

  • врожденные пороки гортани, ротовой и носовой полости (неправильное строение челюсти, слишком редкие зубы, укороченный или удлиненный язык, измененная форма неба и так далее);
  • неполное развитие или дефекты голосовых связок, мышц горла и рта – возникает полная или частичная немота;
  • недоразвитие или неправильное развитие участков коры головного мозга, отвечающих за речевые способности (алалия);
  • поражение нервной системы, частичное или полное – вызывает частичную или полную немоту;
  • травмы или осложнения после хронических либо инфекционных заболеваний.

Физические причины нарушения дикции

Физиологические причины нарушения дикции, частичной или полной немоты требуют квалифицированного лечения. Оптимальные сроки вмешательства (в том числе оперативного) – при первичном обнаружении проблемы. Скороговорки для развития речи и тренировки дикции в этом случае используются после успешного устранения причины, для закрепления результата.

Психологические и поведенческие нарушения произношения

Если с речевым аппаратом все в порядке, причина в неправильном произношении звуков и слов заключается в:

  • неправильном подходе к обучению ребенка (взрослые «сюсюкают», формируя неверное восприятие произношения);
  • недостаток занятий по постановке правильного произношения;
  • нахождение в языковой среде, формирующей неверные навыки дикции (пример – семья с врожденными нарушениями речевого аппарата не выговаривает ряд звуков. Ребенок, подражая взрослым, также их не произносит);
  • психологическая травма или нервная реакция на обстановку, вызывающие временные или постоянные трудности с дикцией.

Первые три пункта поддаются коррекции при условии постоянных занятий с ребенком или взрослым, имеющим дефекты произношения. В этом случае скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей помогают за 2…6 месяцев справиться с проблемой. Важное условие – желание человека обучаться, изменять свои привычки, и правильный подход педагога (логопеда).

В случае психологических травм (нервное заикание, замедленность или излишне быстрый темп разговора) необходимо первоначальное лечение у психолога (психотерапевта) и только после устранения причины исправление произношения. Для взрослых процессы могут идти параллельно.

Исправление недостатков

Вызванные волнение или недостаточной работой над собой речевые проблемы делятся на группы.

  1. Волнение. Для тех людей, которые в нервном состоянии начинают говорить невнятно, рекомендуют дыхательные упражнения и «репетиции». Последняя методика состоит в записи речи на видео (аудио) с последующим анализом нечеткого произношения. Анализ со стороны постороннего человека (логопеда) поможет выявить сложности, связанный с недостаточной тренированностью речевого аппарата. Врач в этом случае даст список сложных скороговорок для развития речи и дикции с учетом выявленных проблем, а также других мимических упражнений для развития лицевых и шейных мышц.
  2. Гнусавость, хрипота, излишне высокий или низкий тембр голоса. Эти проблемы связаны с хроническими и воспалительными заболеваниям носоглотки, ротовой полости и горла. Консервативное или оперативное лечение и логопедические упражнения улучшат качество дикции.
  3. Неправильность дыхания. Этот недостаток связан отчасти с нервной системой (нервная одышка, мнимое удушье), частично с проблемами органов дыхания в целом. Здесь требуется лечение у отоларинголога, терапевта, психотерапевта и последующая коррекция с помощью длинных скороговорок для развития речи и дикции.
  4. Низкая культура произношения. Неправильное построение предложений, упрощенное или жаргонное произношение затрудняет понимание речи и восприятие смысла слушателями. Для исправления этого недостатка требуется самообразование, участие в активных беседах с грамотными людьми.

Улучшаем произношение самостоятельно

Для человека, собирающегося выступать публично (лектора, преподавателя, управленца, актера, диктора) произношение важно. При этом занятия с логопедом не всегда возможны и/или уместны. На курсах актерского и ораторского мастерства слушателям дают материал для самостоятельной проработки речи. При этом упражнения на работу различных групп мышц, артикуляцию звуков, произнесение сложных слов и буквенных сочетаний выполняются комплексно.

Среди примеров сложных речевых упражнений — наборы скороговорок на правильное произношение определенных звуков или комплексы на общую постановку речи.

Такие 10 скороговорок для развития речи и дикции для мало занимавшегося ранее человека выговорить с первого раза сложно, требуется постоянная тренировка.

Заключение

Преодолеть сложности с правильным произношением и четкой артикуляцией звуков – задача, посильная для 95% людей. Исключения (пациенты с тяжелыми дефектами речевого аппарата и нервной системы) также могут улучшить свою речевую активность, добившись частичной внятности речи.

При постоянной работе и правильном выборе методики любой человек в состоянии донести свои мысли до окружающих.