Как разбираться в людях? Психология людей

Жизненный опыт – вот что помогает человеку вести бизнес, иметь друзей, правильно воспитывать детей и быть желанным собеседником в компании. Жизненный опыт в сочетании со специальными знаниями помогает оценивать ситуацию и определять сущность малознакомого человека.  Как разбираться в людях, чтобы предсказывать их поступки и оберегать себя от ошибок? Для этого психологи разработали правила, основанные на знаниях психологии.

Психология людей

Под психологией понимают науку, которая объединяет несколько отраслей знаний от изучения психики до психотерапии и применения знаний на практике. Знать азы психологии – значит понимать сущность людей, их поступков и поведения.

Наукой разработаны психологические типы личностей, знание которых позволяет человеку предвидеть поступки другого человека, разбираться в мотивах поведения. Это перечень характеристик и стереотипов, отличающий людей друг от друга. Первую классификацию типов личностей, которая признана наукой разработал еще Гиппократ. На практике сегодня чаще используется классификация немецкого ученого К. Леонгарда, который делит людей на:

  • артистов – любящих демонстрировать все, что с ними связано. Они избегают сложностей в жизни, ненадежные, боязливые, склонны к фобиям;
  • педантов – людей, у которых всегда все в порядке от портфеля с бумагами до ящика с носками. Таким людям доверяют, они профессионалы в своем деле;
  • застревающих – людей, накапливающих обиды, злопамятных, подозрительных, мстительных;
  • гипертимиков – людей, постоянно находящихся в движении, полных идей и незавершенных дел. Активные, с чувством юмора, денежными долгами и неразборчивыми связями. Такой человек – душа компании, нужный и востребованный;
  • дистимиков – или пессимистов. Люди тяжелые в общении, ожидающие негативных событий, не умеющие радоваться и отдыхать;
  • циклоидов – у которых черные полосы в жизни сменяются белыми, выражены ярко;
  • тревожных – трусливых в детстве и неуверенных в себе во взрослой жизни. Слабые, не умеют настоять на своем, болезненно относящиеся к здоровью;
  • эмотивных – отзывчивых, открытых, добродушных. Они не способны обидеть, готовы помочь и выслушать.

Как разбираться в людях? Психология людей предполагает использование метода наблюдения. Определить каждый из типов личностей несложно. Главное научиться наблюдать за людьми и уже после первого общения станет понятно, что ожидать от человека и чем «он дышит».

 Эмоции и слова

То, что говорит человек, и как реагирует на вещи скажет о нем многое. Люди, постоянно говорящие о себе и своих поступках, выставляющие себя на показ в сущности ничего из себя не представляют. Это артисты, которые засунут голову в песок при малейшем намеке на проблему. Такие не помогут, а сбегут. Они не бывают надежными друзьями, супругами и коллегами.

Замкнутые и малоразговорчивые люди непредсказуемы в своих поступках. Чтобы разобраться в них, потребуется немало времени. Если человек важен и дорог, сделать это придется. Если в жизни это лишь эпизодический субъект – не тратьте на такое занятие время.

Склочных и нехороших людей определяют по их отношению к другим. С первых минут общения такие люди загрузят сплетнями, негативными характеристиками своих родных, друзей и коллег. В каждом они видят массу плохих качеств. От таких тоже лучше держаться подальше.

Тревожных пессимистов можно определить по внешнему виду. Они понуры, часто носят очки, редко улыбаются, причем искры в глазах у них не бывает. Для них все плохо: от дождя до незапланированного выходного дня. По сути они неплохие люди, по излишний пессимизм всегда угнетает.

как разбираться в людях книга

С активным гипертимиком приятно отдыхать и даже работать, если это творческая профессия. Однако положиться на него сложно, так как его не найти в нужное время в нужном месте. Он слишком востребован и не станет тратить личное время на утешения или улаживание чужих проблем. Вот так в нескольких словах можно сказать о наблюдении, которое и помогает научиться разбираться в людях.

Пять работающих правил

Как научиться разбираться в людях? Для этого есть пять простых правил, которые действительно работают на практике. Их суть не только в изучении психологии людей, но и самопознании. Это азы, которые позволят разбираться в человеке и грамотно строить общение с ним.

  1. Начните с себя. Оцените свои поступки со стороны. Разобравшись в себе, разберетесь в других.
  2. Работайте над развитием интуиции и так называемого седьмого чувства. Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Именно он часто предостерегает от поступков и слов. Если с первых минут общения человек неприятен и вызывает тревогу, общение с ним лучше не продолжать и наоборот.
  3. Изучайте специальную литературу и проверяйте полученные знания на практике. Это поможет быстрее и лучше разбираться в людях из близкого и дальнего круга знакомств.
  4. Наблюдайте за поведением людей в разных ситуациях. Показателем сущности человека выступает поведение в нестандартной обстановке. Друг будет таким и в беде, и в радости.
  5. Обращайте внимание на жесты и мимику. Чем сдержаннее человек, тем он более непредсказуем. Чем больше кривляний в его поведении, тем он менее чувствителен к чужим проблемам. Себя любит больше всех.

И снова о жизненном опыте. С ним приходит умение разбираться в людях. Но это умение нужно развивать посредствам самопознания, интуиции и наблюдения.

49 правил О. Сергеевой

Сотрудник кафедры социальной психологии – Ольга Сергеева автор книги как разбираться в людях: 49 правил. В ней собраны правила общения с людьми и советы, как разбираться в личностях.

как разбираться в людях 49 правил

Кратко, о самых главных правилах, описанных автором.

  1. Выражение эмоций как отражение отношения к окружающему миру – вот что характеризует человека в первую очередь. То, как он реагирует на людей и события должно находится в поле наблюдения. Разобравшись в эмоциях – разберешься в человеке.
  2. Настораживает в человеке излишнее любопытство, внешнее спокойствие и неуязвимость. Такие люди — энергетические вампиры, которые поглощают жизненные силы собеседника и нарушают его внутренний мир. С такими людьми ограничивают общение, физический контакт, с ними не встречаются взглядом.
  3. Определение мотивов – основа понимания сущности человека. То, что движет людьми ярко выражает их характер. Корыстные и алчные люди боготворят деньги, завистники радуются неудачам других, ленивые – не утруждают себя ничем.

Разбираться в людях – искусство, но не нужно быть творческим человеком, чтобы постигнуть эту науку.

Кого стоит опасаться?

Психологи выделяют спектр качеств и манер поведения, которые характеризуют человека с не лучшей стороны. Таких людей опасаются и не включают в круг близких друзей. Многие, в том числе и психологи склонны думать, что люди не меняются, они могут только лицемерить и примерять на себя разные маски. Так кого стоит опасаться? Книга, как разбираться в людях диктует несколько советов:

  • ограничьте общение с людьми, которые разговаривают на повышенных тонах и склонны к физической агрессии. Даже если вести себя с ними спокойно, не выказывая возражений, можно получить упрек и оскорбление;
  • злой юмор – качество, которое характеризует плохого человека. Насмешки над другими с течением времени перерастают в насмешки над Вами;
  • на время перестаньте решать проблемы за других, они пользуются Вами. От таких типов помощи и сочувствия не бывает. Попробуйте разобраться, что ими движет на самом деле;
  • цель оправдывает средство. Если друзья и знакомые живут по этому принципу, в список порядочных людей они не входят. Вы тоже станете жертвой или инструментом их действий по достижению целей.

Все люди разные, но пренебрежение к другим, к общепринятым ценностям и нормам характеризует человека с неприглядной стороны. Грубые, злые и завистливые люди обязательно себя выдадут, а разобраться в них помогут те правила, о которых написано в статье.