Что должен знать ребенок в 4 года

Развитие детей зависит от индивидуальных особенностей и отношения окружающих его взрослых. Определенную роль играет также здоровье – недоношенный или имеющий хронические заболевания малыш развивается медленнее сверстников. Однако общие закономерности и стандарты – что должен знать ребенок в 4 года – отражены в нормативных документах, на основании которых педиатры и педагоги следят за правильностью воспитания детей.

Направления развития

Навыки, полученные или получаемые к четырехлетнему возрасту детьми, можно условно разделить на группы:

  • физические, в том числе мелкая моторика;
  • эмоционально-психологические – сюда относится умение сопереживать, адекватная реакция на события и эмоции окружающих, оценка своих и чужих поступков;
  • мыслительно-познавательные – счет и сравнение групп предметов (людей, животных) по различным признакам, выявление логических связей, запоминание (в том числе не связанных логически цепочек), образное мышление;
  • речевые – четкость и правильность, богатство речи. Умение строить предложения с подчиненными конструкциями (это так, потому что…), описывать предметы и явления, воспринимать рифму и ритм, пытаться их повторять;
  • сознательные, в том числе на внимание – осознание мира вокруг, своего места в нем (в семье, среди сверстников и так далее), понимание происходящих перемен. Важно умение сосредотачиваться на выполнение дела или наблюдении.

Направления развития

Если одна из групп навыков недоразвита, следует обратить внимание на гармоничность воспитания ребенка или возможные проблемы со здоровьем. Так, при хорошем уровне мышления, внимания, речи и психики сложности с физической активностью говорят от недостатке внимания к подвижным играм и/или мышечной слабости.

Проблемы с речью – неправильность произнесения звуков, шепелявость или заикание – требуют вмешательства логопеда. Невнимательность, неправильное восприятие информации, неадекватная реакция на действия и слова окружающих – повод обратится к детскому психологу или психиатру.

Нормы и реальность

Возрастные границы для четырехлетних детей размыты, в этом периоде еще учитывается естественное отставание недоношенных малышей. Пример: недостаток двух месяцев внутриутробного развития вызывают задержку в росте, физических и психических показателях до двух лет. По сравнению с ровесниками такой ребенок отстает от них по уровню развития на 5…24 месяца. Постепенно разница нивелируется, к 7…9 годам считается пренебрежимо малой.

С учетом такого возможного отставания родителей недоношенных или часто болеющих детей должны делать поправку на соответствие навыков малыша среднестатистическим нормам. Поэтому педиатры предлагают ориентироваться в этом случае на то, что должен знать ребенок 3…4 лет, а не четырехлетний.

Средние требования к уровню развития

По группам, перечисленным выше, условно требуемые знания и навыки можно оформить с учетом основных требований и допустимых отклонений.

Физические

  • Бег с остановками и без, без потери равновесия и ориентации.
  • Прыжки на одной и двух ногах, сохранение равновесия на одной ноге (хотя бы 3…8 секунд).
  • Подъем и спуск по лестницам с разным уклоном, в том числе вертикальным.
  • Умение обращаться с игрушками и спортивными снарядами (шведская стенка, мяч, велосипед, рукоход, скакалка, самокат и так далее).
  • Первичные навыки плавания.
  • Нанесение ударов руками и ногами.
  • Мелкая моторика: правильное обращение со столовыми приборами, канцелярскими принадлежностями, застежками и веревками (шнурками). Средние навыки рисования, вырезания, лепки, складывания фигурок, разбор маленьких предметов.

Возможно преобладание навыка без сильного ущерба для остальных. Пример: ребенок отлично ездит на велосипеде или самокате, но не умеет плавать.

Развитие мелкой моторики в ущерб крупной и наоборот неприемлемо.

Психически-эмоциональные

  • Сопереживание сверстникам и взрослым, попытки утешить или отвлечь.
  • Сочувствие раненым или мертвым, испытывающим боль животным и людям.
  • Спокойное, нейтральное поведение без истерик, неадекватного обстановке поведения, садистских или мазохистских наклонностей.
  • Сон без кошмаров или беспокойства, нормальное количество часов сна.
  • Соответствующая отношению окружающих реакция на них.

Отклонениями в психике считаются заторможенность, «уход в себя», отсутствие реакции на внешние раздражители или явная неадекватность реакции – агрессия, слезы, беспричинный смех.

Познание и мышление

  • Знание алфавита (частичное или полное, при наличии второго/третьего языка – знание соответствующих алфавитов), цифр, умение опознавать буквы и цифры в измененном виде. Счет в пределах 5…10.
  • Сравнение предметов и живых существ по признакам (размер, форма, положение, цвет, текстура).
  • Информация об окружающем мире – названия предметов и/или явлений, простейшие описания и сравнения. Понимание смены сезонов, погоды.

При неспособности ребенка запоминать и воспроизводить информацию следует сосредоточиться на его логическом и когнитивном развитие, проверить уровень развития мозга.

Речь

  • Словарный запас в 2…10 тысяч слов (в зависимости от языковой среды, уровня развития).
  • Формирование связных предложений, умение изменять окончания/падежи слов для создания логичной конструкции.
  • Способность описывать предметы и явления, отвечать на вопросы и задавать их.
  • Различие интонаций, реакция на изменение интонации.

Речь в 4 года

Плохое развитие речи, неумение связно говорить свидетельствует либо о нарушениях деятельности мозга, либо о недоразвитии речевого аппарата («заячья губа», нарушения прикуса). На способность ребенка говорить влияет окружение – при недостатке внимания и нежелании (невозможности) взрослых общаться с малышом словарный запас и понимание строения предложений он приобрести не может.

Сознание и самосознание

  • Представление об окружающем мире, семье, месте проживания.
  • Знание своего имени (фамилии, отчества), имен родственников, состава семьи.
  • Отождествление себя с персонажами сказок и мультфильмов, игровое отображение действительности, фантазия.

Если ребенок не знает своего имени, не может перечислить родственников, — он имеет явные отклонения в развитии мышления или не получает необходимого внимания от старших.

Заключение

Если навыки дочери или сына по пяти и более показателям (не группам показателей) отличаются от того, что должен знать ребенок 4…5 лет, ситуация требует врачебного вмешательства и/или коррекции психологической и поведенческой атмосферы в семье. Если же отклонений почти нет или они компенсируются показателями выше среднего в другой области – беспокоиться не о чем, но стоит больше внимания уделять всестороннему и гармоничному развитию малыша.